Старый сайт

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ: диагностика и терапия

Поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза оказывают неблагоприятное влияние на психическое развитие детей и их способность к обучению . Поступая в школу, такие дети испытывают трудности в усвоении школьной программы, что приводит в конечном счете не только к неуспеваемости, но и к формированию отрицательного отношения к школе, утрате веры в себя, деформации отношений с родителями, учителями, сверстниками, ухудшению психического и физического здоровья. На выставке представлены статьи  и монографии, посвященные  одному из наиболее распространенных неврологическо- поведенческих расстройств  —  синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также  основные методы психотерапевтической коррекции и фармакологической терапии.

Грибанов, А. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей   / А. В. Грибанов,  Т. В. Волокитина,  Д. Н. Подоплекин.  — Москва : Академический Проект, 2020. — 176 с. (Руководство практического психолога) — ISBN 978-5-8291-3200-2. — Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. — URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785829132002.html   Режим доступа : по подписке.

 В пособии рассмотрены психофизиологические особенности внимания и двигательной активности; современные представления о механизмах формирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, клинические и электрофизиологические проявления СДВГ; нарушения двигательной функции при СДВГ.

 

Депутат  И. С. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью   / И. С. Депутат.  — Архангельск : ИД САФУ, 2014. — 135 с. — ISBN 978-5-261-00613-8. — Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. — URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785261006138.html  Режим доступа : по подписке.

В монографии представлены психологическая и психофизиологическая характеристики интеллекта, его теории и модели. Дается описание современных направлений научных исследований в данной области. Рассмотрены основные методики оценки интеллекта у детей и особенности интеллектуального развития при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.

 

Фесенко, Ю. А.   Детская и подростковая психиатрия: «нестандартный», или «плохой хороший», ребенок : учебник для вузов / Ю. А. Фесенко, М. И. Лохов, Е. В. Фесенко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 334 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12887-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/author-course/detskaya-i-podrostkovaya-psihiatriya-nestandartnyy-ili-plohoy-horoshiy-rebenok-564940    Режим доступа : по подписке. 

Рассмотрены основные компенсаторные механизмы головного мозга ребенка, описаны наиболее распространенное пограничное нервно-психическое расстройство — синдром дефицита внимания и гиперактивности, связанное с минимальной дисфункцией мозга, и вопросы диагностики, лечения и обучения детей, страдающих этой патологией.  Авторами приводятся собственные данные по методам компенсации , в том числе с использованием биологической обратной связи, физиотерапии, рефлексотерапии, фармакологического регулирования под контролем электроэнцефалограммы, разнообразных психологических способов воздействия.

 

Глозман, Ж. М.  Нейропсихология детского возраста : учебник для вузов / Ж. М. Глозман. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 249 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06275-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/viewer/neyropsihologiya-detskogo-vozrasta-562965#page/-5 Режим доступа : по подписке.

Издание  посвящено  исследованиям в области нейропсихологии детского возраста. В нем представлены основные понятия детской нейропсихологии, особенности развития психических функций ребенка, синдромы несформированности, атипичное развитие у детей, особое внимание уделяется принципам коррекционно-развивающего обучения.

 

Романчук  О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: Практическое руководство / О.И.  Романчук, — 2-е изд., (эл.) — Москва :Генезис, 2016. — 337 с.: ISBN 978-5-98563-411-2. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/978522   Режим доступа: по подписке.

В книге представлены как современные научные знания (этиология, патогенез, клиническая картина), так и практический опыт помощи детям с синдромом  дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).  Рассматриваются вопросы диагностики и терапии (организация помощи в семье, в школе, медикаментозная терапия). Книга опровергает распространенные  мифы об СДВГ и предлагает целостную модель помощи детям и их семьям.

 

 

Жихарева  Ю. Б. Практические рекомендации для специалистов и родителей по воспитанию, развитию и коррекции детей. Из опыта работы детского логопеда и психолога : методическое пособие / Ю. Б. Жихарева. — Москва : ВЛАДОС, 2021. — 103 с. — ISBN 978-5-00136-169-5. — Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. — URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785001361695.html

 Режим доступа : по подписке.

В основной части пособия предоставлены методы воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста.  Рассмотрены вопросы о заикании и навязчивых действиях, о коррекции поведения тревожных, агрессивных, гиперактивных и демонстративных детей.

 

Дубатова И.В., Доказательная фармакотерапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности. / И.В. Дубатова , А.В. Анцыборов//   Интерактивная наука  /. —  2021. – Т. 58,  № 3.-  С. 31-42. —https://elibrary.ru/item.asp?id=45694578    Режим доступа : по подписке.

     Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является широко распространенным тяжелым нейробиологическим расстройством, возникающем в детском и подростковом возрасте, оказывающим негативное влияние на социальное функционирование во взрослом периоде. Целью настоящего обзора является систематизация научно-обоснованных данных литературы по лечению СДВГ, основанных на принципах доказательной медицины. В рамках обзора рассмотрены основные механизмы действия применяющихся лекарственных средств, роль немедикаментозных методов лечения, а также не получившие широкого распространения лекарственные препараты.

 

Никитская Е.А. Опыт работы с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, в адаптационных (коррекционных) школах во Вьетнаме/ Е.А. Никитская, Т.Ха  Нгуен // Вестник экономической безопасности /. – 2019. —  № 3. —  С.  390-393.- https://elibrary.ru/item.asp?id=41098322     Режим доступа : по подписке.

 В статье анализируется  текущая ситуация с проблемой воспитания детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в Ханое (Вьетнам).  Раскрываются основные  сложности воспитания детей с СДВГ, анализ которых может лечь в основу дальнейших исследований,  с целью нахождения путей совершенствования детей с (СДВГ).

 

 

Шмилович А.А.  Спорные диагнозы  в  детской психиатрии /А.А.Шмилович // Независимый психиатрический журнал /. – 2023. –  № 4 (декабрь, 2023 г.). – С. 27-31.- https://dlib.eastview.com/browse/issue/12984702/viewer?udb=12&page=29  Режим доступа: по подписке 

В статье рассматриваются проблемы современной детской психиатрии, в том числе юридические и морально-этические, а также роль деструктивных реакций личности родителя на болезнь ребенка. Показано отрицательное влияние МКБ-11 на диагностику и лечение детских психических  расстройств.

 

 

Зыков В.П. Диагностика, патогенез и лечение синдрома дефицита внимания /  В.П Зыков, И.Б.Комарова // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова / . – 2023. – Т. 123, № 6. – С. 22-29. —https://dlib.eastview.com/browse/article/86684396/viewer?udb=12     Режим доступа: по подписке

В статье рассматриваются различные подходы к лечению синдрома дефицита внимания.  Представлена информация по  диагностике,  патогенезу  и лечению  синдрома дефицита внимания .

 

 

 

Сурушкина С.Ю. Фармакотерапия и психотерапия детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью  / С.Ю. Сурушкина, Л.С. Чутко// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова  /. – 2023. – Т. 123 ,  № 2. – С. 21-25. — https://dlib.eastview.com/browse/article/84333914/viewer?udb=12    Режим доступа: по подписке

В статье освещаются  основные  психотерапевтические подходы, показавшие  эффективность в коррекции поведения у детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Изложены принципы психотерапевтических методов, позволяющих уменьшить степень выраженности основных симптомов СДВГ и улучшить социальную адаптацию детей с этим заболеванием. Рассмотрены подходы к медикаментозной терапии СДВГ и результаты исследований эффективности различных препаратов, применяющихся для лечения данной патологии.

 

Терапия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей: результаты многоцентрового рандомизированного двойного слепого плацебо-контролируемого клинического исследования./ Н.Н. Заваденко , Е.В. Макушкин, Д.Д. Гайнетдинова и др. // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 2022. — Том 122, № 11. – С. 62-68. —

https://dlib.eastview.com/browse/article/81933522/viewer?udb=12  Режим доступа: по подписке

Целью  исследования является  оценка эффективности и безопасности нового лекарственного препарата Проспекта в терапии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у пациентов 7—12 лет.

 


Нарушения эмоциональной и поведенческой регуляции у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью./ Л.С.Чутко, Е.А.  Яковенко,  С.Ю. Сурушкина  и др.  // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 2022. — Т. 122, № 6. — С. 100-107. —https://dlib.eastview.com/browse/article/78657060/viewer?udb=12     Режим доступа : по подписке.

Целью изучения в статье является изучение нарушений эмоциональной регуляции при различных типах синдрома дефицита внимания.   Нарушения когнитивного контроля оказывают большое влияние на развитие эмоциональных нарушений у детей с СДВГ.

 

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых./ Л.С. Чутко, С.Ю. Сурушкина, Е.А. Яковенко и др. // Журнал Неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 2024. – Т. 124, № 2. – С. 97 – 102.- https://dlib.eastview.com/browse/article/96317698/viewer?udb=12

В статье представлен обзор научных публикаций, посвященных изучению особенностей клинической картины и динамики основных симптомов у пациентов взрослого возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), проанализированы современные данные о распространенности этого заболевания, ведущих клинических проявлениях и наиболее частой коморбидной патологии. Приведены данные исследований о влиянии СДВГ во взрослом возрасте на  учебную и профессиональную деятельность, рассмотрены экономические и криминологические аспекты СДВГ. Представлены  основные методы психотерапевтической коррекции и фармакологической терапии.

Астапов В.М.  Тревога как сопутствующий фактор синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей /  В.М . Астапов , Т. В Дробышева,  В.В.Викторова  // Психологический журнал. / — 2007. – Т. 128, № 6. — С. 91 – 100. —  https://dlib.eastview.com/browse/doc/13215684/    Режим доступа : по подписке.

В статье с позиции функционального подхода рассматривается тревога как фактор дезадаптивного поведения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Показано, что переживание состояния тревоги и направленность внимания на поиск угрозы в момент выполнения значимой деятельности влияют на успешность ее реализации. Дезорганизующее влияние тревоги на деятельность и поведение связано с тем, что активность, определяющая побудительную направленность тревоги, характеризуется неадекватной фиксацией внимания на элементах среды, воспринимаемых как угрожающие.

 

Технологии  биоуправления в системе клинико-психологической диагностики и нейрореабилитации. / А.К. Трофимова,  Д.В.Каютина, С.А. Исайчев и др. //  Вопросы психологии.  —  2018 . —  № 2. — С. 111 – 121.-

https://dlib.eastview.com/browse/article/50973373/viewer?udb=12  Режим доступа : по подписке.

Представлен  обзор современных исследований, посвященных использованию технологий биологической обратной связи (методов биоуправления) в реабилитации больных с нарушениями когнитивных и эмоциональных процессов. Обосновывается необходимость развития и внедрения в клиническую практику новых методов реабилитации, базирующихся  на использовании современных информационных технологий (БОТ- терапия).