Поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза оказывают неблагоприятное влияние на психическое развитие детей и их способность к обучению . Поступая в школу, такие дети испытывают трудности в усвоении школьной программы, что приводит в конечном счете не только к неуспеваемости, но и к формированию отрицательного отношения к школе, утрате веры в себя, деформации отношений с родителями, учителями, сверстниками, ухудшению психического и физического здоровья. На выставке представлены статьи и монографии, посвященные одному из наиболее распространенных неврологическо- поведенческих расстройств — синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также основные методы психотерапевтической коррекции и фармакологической терапии.
Грибанов, А. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / А. В. Грибанов, Т. В. Волокитина, Д. Н. Подоплекин. — Москва : Академический Проект, 2020. — 176 с. (Руководство практического психолога) — ISBN 978-5-8291-3200-2. — Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. — URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785829132002.html Режим доступа : по подписке.
В пособии рассмотрены психофизиологические особенности внимания и двигательной активности; современные представления о механизмах формирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, клинические и электрофизиологические проявления СДВГ; нарушения двигательной функции при СДВГ.
Депутат И. С. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / И. С. Депутат. — Архангельск : ИД САФУ, 2014. — 135 с. — ISBN 978-5-261-00613-8. — Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. — URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785261006138.html Режим доступа : по подписке.
В монографии представлены психологическая и психофизиологическая характеристики интеллекта, его теории и модели. Дается описание современных направлений научных исследований в данной области. Рассмотрены основные методики оценки интеллекта у детей и особенности интеллектуального развития при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.
Фесенко, Ю. А. Детская и подростковая психиатрия: «нестандартный», или «плохой хороший», ребенок : учебник для вузов / Ю. А. Фесенко, М. И. Лохов, Е. В. Фесенко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 334 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12887-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/author-course/detskaya-i-podrostkovaya-psihiatriya-nestandartnyy-ili-plohoy-horoshiy-rebenok-564940 Режим доступа : по подписке.
Рассмотрены основные компенсаторные механизмы головного мозга ребенка, описаны наиболее распространенное пограничное нервно-психическое расстройство — синдром дефицита внимания и гиперактивности, связанное с минимальной дисфункцией мозга, и вопросы диагностики, лечения и обучения детей, страдающих этой патологией. Авторами приводятся собственные данные по методам компенсации , в том числе с использованием биологической обратной связи, физиотерапии, рефлексотерапии, фармакологического регулирования под контролем электроэнцефалограммы, разнообразных психологических способов воздействия.
Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста : учебник для вузов / Ж. М. Глозман. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 249 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06275-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/viewer/neyropsihologiya-detskogo-vozrasta-562965#page/-5 Режим доступа : по подписке.
Издание посвящено исследованиям в области нейропсихологии детского возраста. В нем представлены основные понятия детской нейропсихологии, особенности развития психических функций ребенка, синдромы несформированности, атипичное развитие у детей, особое внимание уделяется принципам коррекционно-развивающего обучения.
Романчук О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: Практическое руководство / О.И. Романчук, — 2-е изд., (эл.) — Москва :Генезис, 2016. — 337 с.: ISBN 978-5-98563-411-2. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/978522 Режим доступа: по подписке.
В книге представлены как современные научные знания (этиология, патогенез, клиническая картина), так и практический опыт помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Рассматриваются вопросы диагностики и терапии (организация помощи в семье, в школе, медикаментозная терапия). Книга опровергает распространенные мифы об СДВГ и предлагает целостную модель помощи детям и их семьям.
Жихарева Ю. Б. Практические рекомендации для специалистов и родителей по воспитанию, развитию и коррекции детей. Из опыта работы детского логопеда и психолога : методическое пособие / Ю. Б. Жихарева. — Москва : ВЛАДОС, 2021. — 103 с. — ISBN 978-5-00136-169-5. — Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. — URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785001361695.html
Режим доступа : по подписке.
В основной части пособия предоставлены методы воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста. Рассмотрены вопросы о заикании и навязчивых действиях, о коррекции поведения тревожных, агрессивных, гиперактивных и демонстративных детей.
Дубатова И.В., Доказательная фармакотерапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности. / И.В. Дубатова , А.В. Анцыборов// Интерактивная наука /. — 2021. – Т. 58, № 3.- С. 31-42. —https://elibrary.ru/item.asp?id=45694578 Режим доступа : по подписке.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является широко распространенным тяжелым нейробиологическим расстройством, возникающем в детском и подростковом возрасте, оказывающим негативное влияние на социальное функционирование во взрослом периоде. Целью настоящего обзора является систематизация научно-обоснованных данных литературы по лечению СДВГ, основанных на принципах доказательной медицины. В рамках обзора рассмотрены основные механизмы действия применяющихся лекарственных средств, роль немедикаментозных методов лечения, а также не получившие широкого распространения лекарственные препараты.
Никитская Е.А. Опыт работы с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, в адаптационных (коррекционных) школах во Вьетнаме/ Е.А. Никитская, Т.Ха Нгуен // Вестник экономической безопасности /. – 2019. — № 3. — С. 390-393.- https://elibrary.ru/item.asp?id=41098322 Режим доступа : по подписке.
В статье анализируется текущая ситуация с проблемой воспитания детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в Ханое (Вьетнам). Раскрываются основные сложности воспитания детей с СДВГ, анализ которых может лечь в основу дальнейших исследований, с целью нахождения путей совершенствования детей с (СДВГ).
Шмилович А.А. Спорные диагнозы в детской психиатрии /А.А.Шмилович // Независимый психиатрический журнал /. – 2023. – № 4 (декабрь, 2023 г.). – С. 27-31.- https://dlib.eastview.com/browse/issue/12984702/viewer?udb=12&page=29 Режим доступа: по подписке
В статье рассматриваются проблемы современной детской психиатрии, в том числе юридические и морально-этические, а также роль деструктивных реакций личности родителя на болезнь ребенка. Показано отрицательное влияние МКБ-11 на диагностику и лечение детских психических расстройств.
Зыков В.П. Диагностика, патогенез и лечение синдрома дефицита внимания / В.П Зыков, И.Б.Комарова // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова / . – 2023. – Т. 123, № 6. – С. 22-29. —https://dlib.eastview.com/browse/article/86684396/viewer?udb=12 Режим доступа: по подписке
В статье рассматриваются различные подходы к лечению синдрома дефицита внимания. Представлена информация по диагностике, патогенезу и лечению синдрома дефицита внимания .
Сурушкина С.Ю. Фармакотерапия и психотерапия детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / С.Ю. Сурушкина, Л.С. Чутко// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова /. – 2023. – Т. 123 , № 2. – С. 21-25. — https://dlib.eastview.com/browse/article/84333914/viewer?udb=12 Режим доступа: по подписке
В статье освещаются основные психотерапевтические подходы, показавшие эффективность в коррекции поведения у детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Изложены принципы психотерапевтических методов, позволяющих уменьшить степень выраженности основных симптомов СДВГ и улучшить социальную адаптацию детей с этим заболеванием. Рассмотрены подходы к медикаментозной терапии СДВГ и результаты исследований эффективности различных препаратов, применяющихся для лечения данной патологии.
Терапия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей: результаты многоцентрового рандомизированного двойного слепого плацебо-контролируемого клинического исследования./ Н.Н. Заваденко , Е.В. Макушкин, Д.Д. Гайнетдинова и др. // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 2022. — Том 122, № 11. – С. 62-68. —
https://dlib.eastview.com/browse/article/81933522/viewer?udb=12 Режим доступа: по подписке
Целью исследования является оценка эффективности и безопасности нового лекарственного препарата Проспекта в терапии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у пациентов 7—12 лет.
Нарушения эмоциональной и поведенческой регуляции у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью./ Л.С.Чутко, Е.А. Яковенко, С.Ю. Сурушкина и др. // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 2022. — Т. 122, № 6. — С. 100-107. —https://dlib.eastview.com/browse/article/78657060/viewer?udb=12 Режим доступа : по подписке.
Целью изучения в статье является изучение нарушений эмоциональной регуляции при различных типах синдрома дефицита внимания. Нарушения когнитивного контроля оказывают большое влияние на развитие эмоциональных нарушений у детей с СДВГ.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых./ Л.С. Чутко, С.Ю. Сурушкина, Е.А. Яковенко и др. // Журнал Неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 2024. – Т. 124, № 2. – С. 97 – 102.- https://dlib.eastview.com/browse/article/96317698/viewer?udb=12
В статье представлен обзор научных публикаций, посвященных изучению особенностей клинической картины и динамики основных симптомов у пациентов взрослого возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), проанализированы современные данные о распространенности этого заболевания, ведущих клинических проявлениях и наиболее частой коморбидной патологии. Приведены данные исследований о влиянии СДВГ во взрослом возрасте на учебную и профессиональную деятельность, рассмотрены экономические и криминологические аспекты СДВГ. Представлены основные методы психотерапевтической коррекции и фармакологической терапии.
Астапов В.М. Тревога как сопутствующий фактор синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей / В.М . Астапов , Т. В Дробышева, В.В.Викторова // Психологический журнал. / — 2007. – Т. 128, № 6. — С. 91 – 100. — https://dlib.eastview.com/browse/doc/13215684/ Режим доступа : по подписке.
В статье с позиции функционального подхода рассматривается тревога как фактор дезадаптивного поведения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Показано, что переживание состояния тревоги и направленность внимания на поиск угрозы в момент выполнения значимой деятельности влияют на успешность ее реализации. Дезорганизующее влияние тревоги на деятельность и поведение связано с тем, что активность, определяющая побудительную направленность тревоги, характеризуется неадекватной фиксацией внимания на элементах среды, воспринимаемых как угрожающие.
Технологии биоуправления в системе клинико-психологической диагностики и нейрореабилитации. / А.К. Трофимова, Д.В.Каютина, С.А. Исайчев и др. // Вопросы психологии. — 2018 . — № 2. — С. 111 – 121.-
https://dlib.eastview.com/browse/article/50973373/viewer?udb=12 Режим доступа : по подписке.
Представлен обзор современных исследований, посвященных использованию технологий биологической обратной связи (методов биоуправления) в реабилитации больных с нарушениями когнитивных и эмоциональных процессов. Обосновывается необходимость развития и внедрения в клиническую практику новых методов реабилитации, базирующихся на использовании современных информационных технологий (БОТ- терапия).